  | 
      | 
     
       
          
        Глава 
          1. Происхождение славян 
        1.3. 
          Норики и венеды (Тацит, Плиний, Клавдий Птолемей) 
        Родство 
          между племенами и народами, т.е. принадлежность их к одной этнической 
          системе, определяется языком этих народов. Сходства образа жизни и исторические 
          лишь могут указать с той или иной степенью вероятности на возможное 
          родство, но сами по себе это родство не подтверждают, так как в большей 
          степени определяются единством природного и политического окружения, 
          чем единством происхождения. Несколько лучше о родстве могут свидетельствовать 
          сходства культурные, особенно для народов, чья культура не подверглась 
          влиянию государственных институтов.  
        О 
          нориках, упомянутых в ПВЛ как первых славянах, в настоящее время известно 
          достаточно много, чтобы полностью опровергнуть эту версию. Ни их язык, 
          ни культура не дают каких-либо оснований связывать их со славянами. 
           
        В 
          I веке до н.э. в альпийских землях образовалось царство Норик, как оно 
          именуется латинскими авторами. Иллирийское племя нориков объединило 
          под своей властью несколько кельтских, иллирийских племён и племя венетов. 
          Последние жили между Альпами и северной оконечностью Адриатического 
          моря и дали своё имя Венеции. Царство Норик достигло большого хозяйственного 
          подъёма. Норик чеканил собственную золотую монету. Употреблялось венетское 
          и иллирийское алфавитное письмо.>7< 
          Языки венетов и иллирийцев близки друг другу, а так же языкам италиков 
          и, в какой-то степени, кельтов.>8< 
           
        Племена 
          страны имели общее святилище Марса Латобия (его эпитет происходит от 
          имени племени латобиков) около города Вируна, в современной Каринтии. 
          Этот бог изображался со щитом и копьём, именовался "великим богом", 
          "царём туата", ему были посвящены конь и водные источники. Следы его 
          культа сохранялись вплоть до V века. Единой для всего Норика была богиня 
          Норейя, "великая мать народа". Здесь около 100 г. до н.э. возникло римское 
          поселение на Магдаленеберге (совр. Цольфельд), где обосновались римские 
          торговцы. Наиболее известны - семья Барбиев из Аквилеи.>9< 
           
        В 
          16 г. до н.э. Норик был преобразован в одноимённую римскую провинцию 
          и в таком качестве просуществовал вплоть до распада Западной Римской 
          империи и полного опустошения в результате войн Одоакра с вторгшимися 
          с севера, с территории современной Чехии, германскими племенами герулов, 
          алеманов, тюрингов и ругиев. Имя нориков есть ещё в одном древнерусском 
          источнике, связанном с ПВЛ - Толковой Палее. В ней даются комментарии 
          всем 72 народам, перечисленным в ПВЛ как потомки сыновей Ноя: норицы, 
          иже суть словени>3-385(к 
          с.8)<. 
          Соотнесение нориков и славян у средневекового историка могло возникнуть 
          вследствие того, что Норик был первой из провинций Рима, заселённый 
          славянами уже в VI веке, и за этим новым населением какое-то время сохранялось 
          имя жителей провинции.  
        Этноним 
          "венеды" впервые появляется у Тацита в работе "О происхождении германцев 
          и местоположении Германии", написанной в 98 г. н.э.>10< 
          В последней главке написано:  
        46. 
          Здесь конец Свебии. Отнести ли певкинов, венедов и феннов к германцам 
          или сарматам, право не знаю, хотя певкины, которых некоторые называют 
          бастарнами, речью, образом жизни, оседлостью повторяют германцев. (Плиний 
          Старший твёрдо относит певкинов и бастарнов к пятой, из пяти, группе 
          германцев.) Неопрятность 
          у всех, праздность и косность у знати. Из-за смешанных браков их облик 
          становиться всё безобразнее, и они приобретают черты сарматов. Венеды 
          переняли многие из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, 
          какие только не существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее 
          можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят 
          щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой; всё это отмежевывает 
          их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне. У феннов - 
          поразительная дикость, жалкое убожество; у них нет ни оборонительного 
          оружия, ни лошадей, ни постоянного крова над головой; их пища - трава, 
          одежда - шкуры, ложе - земля; все свои упования они возлагают на стрелы, 
          на которые из-за недостатка в железе насаживают костяной наконечник. 
          Та же охота доставляет питание как мужчинам, так и женщинам; ведь они 
          повсюду сопровождают своих мужей... Далее о тех же феннах и заканчивается: 
          Всё прочее уже баснословно - о людях с человечьими головами и туловищами 
          животных.  
        Как 
          видим, в тексте Тацита нет указаний на язык венедов. Какие же основания 
          считать венедов славянами?  
        Тацит 
          в конце I века н.э. застал и описал следующую ситуацию в Центральной 
          и Восточной Европе. Прибалтийское побережье занимают эстии (лето-литовские 
          племена, имя которых перешло финским эстам, подробнее о них в главке 
          45)>11-636<, 
          у которых римские купцы берут янтарь. На самом севере Ботнического залива 
          живут фенны - лопари-лапландцы (тоже относящиеся к финской группе, а 
          не финны, которые в это время уже перешли к земледелию)>11-636<. 
          На южном побережье Балтики уже высадились новые германские племена из 
          Скандинавии: от ругов на левобережье Одера до готонов (будущие готы) 
          на правобережье Вислы. Южнее, почти всю территорию Центрально-Европейских 
          равнин между Одрой и Вислой занимают лугии. От восточных отрогов Карпат 
          на юго-запад до устья Дуная - предшественники готов - бастарны. На самих 
          Карпатах обитают котины и осы, которых различают уже по языку - у одних 
          галльский (т.е. кельты) у других паннонский (т.е. фракийцы). Таким образом, 
          венедам достаётся место в среднем и верхнем течении Вислы.  
        В 
          связи с нормальным отношением Тацита к сказкам о людях с телами животных, 
          приведём отрывок из географического приложения к "Истории церкви" Захария 
          Ритора. Это так называемый Псевдо-Захария, написанный через 450 после 
          Тацита.  
        К 
          северу от Кавказа в "гуннских пределах" живут народы анвар, 
          себир, бургар, алан, куртаргар, авар, хасар, дирмар, сирургур, баграсик, 
          кулас, абдел, ефталит - эти тринадцать народов живут в палатках, существуют 
          мясом скота и рыб, дикими зверьми и оружием. Вглубь от них - народ амазраты 
          и люди-псы; на запад и на север от них - амазонки, женщины с одной грудью; 
          они живут сами по себе и воюют с оружием на конях. Мужчин среди них 
          не находится, но если желают прижить, то они отправляются мирно к народам 
          по соседству с их землёй и общаются с ними около месяца и возвращаются 
          в свою землю… Соседний с ними народ ерос, мужчины с огромными конечностями, 
          у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей. 
          Дальше на восток у северных краёв ещё три чёрных народа.>12< 
           
        Именно 
          этот отрывок из автора, который не способен отличить реальность от бабушкиных 
          сказок, породил огромную литературу о богатырях-русичах, которые геройствовали 
          в Причерноморских степях одним махом семерых побивахом (даже не обращая 
          внимания на безоружность этих ерос). 
          Грустно отметить, что советского академика (Б.А.Рыбакова) удивили в 
          этом отрывке чёрные народы, а вовсе не люди, которых не могут носить 
          кони.>13-74< 
           
        Приведём 
          комментарий к этому отрывку В.Я.Первухина. "Как бы то ни было "мифологический 
          пассаж" Захарии Ритора имеет вполне самостоятельную структуру: "женский" 
          народ противопоставлен соседнему "мужскому", конный - пешему, вооружённый 
          - безоружному. Возможно, великаны-рос противопоставлены карликам-амазратам, 
          но вероятно, что препятствием для конной езды у них было не богатырское 
          сложение, а (если буквально следовать тексту) длинна конечностей. Если 
          так, то "народ рос" оказывается "автохтонным" не в историческом, а в 
          мифологическом смысле - длинные конечности указывают на хтоническую 
          (змеиную) природу: ср. змееногую богиню - родоначальницу скифов (Геродот 
          IV, 9) и т.п. Очевидно перед нами очередной народ-монстр. Недаром список 
          продолжают три чёрных народа "у северных краёв": их чернота может быть 
          интерпретирована в соответствии с распространёнными космологическими 
          и цветовыми классификациями, по которым север - страна тьмы, связанная 
          с чёрным цветом, Сатурном и т.п.">14-46< 
          Там же приводится восходящая к Маркварту (1903 г.) интерпретация "народа 
          рос" - как передачи греческого "Hroes" 
          - в значении "герои мифических времён".  
        Вернёмся 
          к венедам. Можно выделить два явных признака схожести венедов и славян. 
           
       
      
        - а) 
          Венеды на рубеже I и II веков н.э. занимали территорию, на которой с 
          VII века мы видим действительных славян - первоначально различные племена, 
          консолидировавшиеся в современную польскую нацию.
 
        -  
          б) Имена "венеды" и "славяне", "словене" содержат 
          созвучные "вен" и "вян". 
 
       
      
        Достаточно 
          ли этих признаков для признания венедов славянами?  
        Во-первых, 
          множество территорий, где с VII века живут славяне, в I веке были заселены 
          совсем другими народами. Например, Болгария - фракийцами, Словения - 
          иллирийцами, Польское поморье, Чехия, Моравия - германцами, в частности 
          на территории Чехии обитали племена макроманов, по имени которых получили 
          название Макроманские войны (167-181 г.г.) и т.д. Во-вторых, переход 
          от слова "венеды" к слову "славяне" требует добротного лингвистического 
          обоснования. Вариант, предложенный Б.А.Рыбаковым>13-49<, 
          который представляет слово "славяне" как составное: "слы" + "вене" (послы 
          от венедов), с привлечением эстонского слова vдnд, 
          означающего русских, сомнителен, и не может быть предпочтён общепринятому: 
          славяне от "слава" или "слово". Люди одного корня, одного рода-племени, 
          в отличие от говорящих иначе, непонятно.>15< 
          К тому же эстонцы впервые столкнулись со славянами в VIII веке, когда 
          последние уже под своим современным самоназванием - словене (новгородские 
          или ильменские) заселили пограничные с эстами (чудью заозёрной) территории 
          восточнее Чудского озера. Так что наименование vдnд 
          у них никак не может быть именем, воспринятым от непосредственного общения 
          с соседями-славянами.  
        Продолжительные 
          попытки связать какие-либо археологические культуры начала н.э. со славянами 
          так же не привели к положительным результатам.  
        "Территория 
          распространения племён венедов, ставанов, соувенов (тоже претенденты 
          в предки славян, Б.А.Рыбаков, А.Д.Удальцов и предшественники: сколоты 
          Геродота - соув[б]ены Птолемея - склавены - славяне. Малоудачная гипотеза: 
          Е.Ч.Скржинская.>21-205(#107) 
          Е.К.) совпадает с ареалом распространения во II в. до н.э. - II в. н.э. 
          пшеворской и зарубинецкой культур. Ареал распространения зарубинецкой 
          культуры охватывает Припятское Полесье, Верхнее и Среднее Поднепровье, 
          племена этой культуры, обитавшие на среднем Днепре, наладили торговые 
          контакты с античными северопричерноморскими центрами, осуществляя их 
          по Борисфену. Об этом свидетельствуют фрагменты эллинистической керамики. 
          Главным же для определения хронологии и этнической принадлежности племён 
          зарубинецкой культуры являются фибулы - заколки для одежды. Их изучение 
          показало, что зарубинецкие племена можно в настоящее время отнести к 
          так называемым латенизированным культурам, в формирование которых внесли 
          свою лепту кельтские народы Средней Европы. Но это не чисто кельтская 
          культура, так как она сохраняет своё своеобразие. При значительном кельтском 
          импульсе в процесс её становления она тем не менее сохранила собственный 
          темп и ритм развития, свои собственные субстратные связи и включения, 
          а так же хронологию этапов своего развития, отличную от общих канонов 
          других латентных культур. (К сожалению, нет разъяснений сути этого своеобразия. 
          Е.К.)  
        Многообразие 
          внешних влияний можно выделить и в соседней пшеворской культуре. Здесь 
          прослеживаются черты германского, кельтского, а так же латенизированного 
          (зарубинецкая культура) и фракийского (липицкая культура) воздействия. 
          Раскопки поселений… выявили несколько своеобразных черт жилищ, если 
          сравнивать их с аналогичными памятниками соседних племён. Это позволило 
          поставить вопрос о самостоятельности носителей данной культуры как этноса. 
          Памятники зарубинецкой и пшеворской культур доживают до начала распространения 
          черняховской культуры в конце II - начале III в.">16< 
           
        В 
          очередной раз отсутствие родства славянской и венедской материальных 
          культур было констатировано польским археологом В.Новаковским в 1997 
          г. на конференции в Минске.>17< 
           
        Кроме 
          висленских венедов и адриатических венетов известно ещё одно племя с 
          таким же названием. Юлий Цезарь сообщает о населявших современный полуостров 
          Бретань галльских племенах венетов. Объясняя ситуацию с многочисленными 
          венедами-венетами, В.Я.Петрухин предположил, что "венеды - традиционный 
          для античной историографии этикон, во многом условное название некоего 
          народа, живущего за пределами собственно "античного" греко-римского 
          мира".>14-8< 
           
        Но 
          это скорее не так, чем так. Венеты Бретани не некий неведомый и загадочный 
          народ где-то там живущий, а вполне конкретные племена, оказавшие самое 
          решительное сопротивление утверждению Рима в Галлии и самым жестоким 
          образом за это поплатившиеся - казнь всего общинного совета и продажа 
          в рабство всех граждан венетского округа. И вся история этих венетов-галлов 
          рассказывается не понаслышке, а непосредственным участником - Юлием 
          Цезарем.>18< 
        Это 
          племя пользуется наибольшим влиянием по всему морскому побережью, так 
          как венеты располагают самым большим числом кораблей, на которых они 
          ходят в Британию, а так же превосходят остальных галлов знанием морского 
          дела и опытностью в нём. При сильном и не встречающем себе преград морском 
          прибое и при малом количестве гаваней, которые вдобавок находятся в 
          руках именно венетов, они сделали своими данниками всех, плавающих по 
          этому морю. 
        Так 
          что есть полное основание считать, что название "венеты" у галлов Бретани 
          - это именно самоназвание, такое же как белги, гельветы, эдуи и др., 
          о которых пишет Цезарь. То же самое относится и венецианским венетам 
          - народу с собственной письменностью и государственностью, торговыми 
          связями с Римом, которые инкорпорировались в римское государство и принадлежность 
          которых "античному" миру подтверждается комплиментарностью их верховного 
          божества Марса Латобика римскому Марсу же. Таким образом оба этих народа, 
          и бретонские и венецианские венеты, вполне принадлежат к "античному" 
          миру, и для обоих эти названия являются именно самоназваниями.  
        Хорошо, 
          что существование бретонских венетов пока не привело к появлению очередной 
          теории о славяно-русском происхождении всего сущего. А то основания 
          вроде бы очевидны: в Бретани венеты - в Висло-Бугском бассейне венеды; 
          в Бретани Брест - на Буге Брест.  
        Но 
          "пытливый ум" пропустив одну зацепку, всегда найдёт десяток других. 
          Например, созвучие латинских sclavus (славянин) - slav (раб) подвигло 
          некоторых историков на население окрестностей Римской империи таким 
          количеством славян, и наделение римских граждан таким количеством рабов-славян, 
          что само имя "славянин" стало нарицательным. Или обратное - славяне 
          с благодарностью переняли для самоназвания латинское слово "раб". С 
          тем же успехом можно строить всякие теории на основе созвучия русских 
          слов "раб" и "араб". Цензоры времён всесильного Главлита таких построений 
          старались не пропускать, не по научным, а по очевидным даже для них, 
          но совершенно не ощущаемым ощущаемым авторами Великой Истории Великого 
          Народа, идеологическим противоречиям - что прямое, что обратное построение 
          совершенно не вписываются в такую концепцию. Зато скромное такое указание 
          (Б.А.Рыбаков), что Россия вплоть до конца 1924 г. пользовалась восходящей 
          к древнеримскому квадранталу пшеничной мерой - четвериком, 26.26 л,>13-37< 
          и целости концепции не угрожает и за доказательство огромного хлебного 
          экспорта из страны восточных славян в Рим выдать можно. С тем же успехом 
          можно обосновывать гигантский экспорт полотна из Росси во Францию, переходом 
          с саженей на метры.  
        И 
          ведь что интересно, отцы-основатели подобных версий чаще всего - средневековые 
          авторы, чей уровень восприятия и анализа исторической действительности 
          с учётом поправки на саму методологию позднеантичного и раннесредневекового 
          научного подхода, тем не менее, на голову выше их современных эпигонов. 
          Версию о рабстве высказал ещё еврейский автор IX-X века Вениамин Тудельский>14-35<, 
          в поисках места славян в рамках библейской традиции о происхождении 
          всех народов от сыновей Ноя, не прибегая, впрочем, к услугам указанного 
          созвучия. Он относит славян к потомкам Ханаана, т.к. представители славянских 
          племён часто попадали на рынки рабов (в современное Вениамину время, 
          а вовсе не в эпоху Цезарей); в Библии сказано, что Ханаан проклят: "раб 
          рабов будет он у братьев своих". Целью Вениамина не было опорочить славян, 
          как целью его "приемников" является их возвеличивание. "Соотнесение 
          реальных знаний с традицией, тем более с сакральной традицией - не только 
          метод, но и цель работы средневековых книжников.">14-47< 
          Вениамин, так же как и позднее Нестор ищет место славян среди библейского 
          списка народов, где их, естественно, нет и в помине.  
        У 
          Тацита описание образа жизни венедов и окружающих их народов слишком 
          общее. В нём есть только те признаки, по которым венедов можно отнести 
          либо к кочевникам, подобным сарматам, которые не имеют домов, а ездят 
          в кибитках и на конях, либо к осёдлым варварам, подобным германцам, 
          которые дома имеют и передвигаются пешком. Здесь нет никаких специфических 
          характеристик, могущих проявить этническую принадлежность венедов.  
        Другое 
          очень краткое упоминание венедов есть у Плиния, который причисляет их 
          к сарматам. Плиний, в отличие от Тацита, не анализирует характеристики, 
          присущие собственно венедам, а навешивает на них "этикетку", основываясь 
          на внешних по отношению к ним соображениях. Для Плиния вся территория 
          восточнее Вислы - это Сарматия, и, следовательно, племена там живущие 
          - это племена сарматские.  
        Кроме 
          Тацита и Плиния венетов, скорее всего тех же самых, упоминает и Клавдий 
          Птолемей в своём "Географическом руководстве" (II в.н.э.). …занимают 
          же Сарматию большие племена: венеды вдоль всего венедского залива и 
          севернее Дакии певкины и бастерны (бастарны), а 
          вдоль всего побережья Меотиды языги и роксаланы, и глубже 
          (=внутри, между) этих 
          гамаксобии и аланы скифы.>19< 
          Птолемей, будучи более поздним автором, информативен гораздо меньше 
          Тацита и к тому же ошибочно выводит венедов на побережье Балтики, которое 
          в I-V веках занимали высаживающиеся волнами одно за другим германские 
          племена.  
       
     |