Глава
1. Происхождение славян
1.1.
Версия Нестора
Вот
повесть минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым
княжить и как возникла Русская земля
- Так
начнём повесть сию.
- По
потопе трое сыновей Ноя разделили землю - Сим, Хам, Иафет. И достался
восток Симу: Персия, Бактрия...
- Хаму
же достался юг: Египет, Эфиопия...
- Иафету
же достались страны запада и север:..
Так
начинается "Повесть временных лет" - самый древний труд по русской истории,
дошедший до нас. Он был создан монахом Киево-Печерского монастыря Нестором
около 1110 года.>2<
До нас дошли поздние списки (не ранее 1377 года - Лаврентьевская летопись)
её редакций, выполненных другими авторами в 1116 (редакция игумена киевского
Выдубецкого монастыря Сильвестра) и 1118 годах (третья редакция), но
редактирование в основном касалось текущей политики и в меньшей степени
затрагивало исторические данные.
У
Нестора были предшественники. К ним относятся автор "Сказания о первоначальном
распространении христианства" - чисто житийного произведения, созданного
около 1037-1039 г.г. и монах Киево-Печерского монастыря Никон, составивший
в 1093 году Начальный летописный свод. Он ввёл уже погодную запись событий.
(Общепринятые результаты исследований А.А.Шахматова и др.)
Но
именно Нестора с полным правом можно назвать не писателем или летописцем,
а именно учёным-историком. Нестор создал труд, смысл которого - постижение
истории, а методы, использованные Нестором: сравнительный анализ различных
сообщений об одном и том же событии, сопоставление сообщений о событиях
с памятниками материальной культуры, интерес к причинно-следственным
связям, специальные разыскания для выяснения недостающих фактов и т.д.
- это вполне научные методы не свойственные ни тем, кто пишет хронику
событий, ни тем более житийным писателям.
Повесть
состоит из погодных записей, рассказывающих о событиях того или иного
года. Их предваряет некоторое введение, где Нестор даёт ответы на вопросы:
о происхождении славян в связи с происхождением всех известных народов,
о происхождении тех славян, которые населяют Русскую землю, и о происхождении
самой Русской Земли, как государственного образования, т.е. о начале
исторического времени для восточных славян.
Первый
вопрос - откуда пошли славяне вообще, Нестор разрешает в библейской
традиции, определяя славян наравне с другими народами запада и севера
как потомков сыновей Иафета, а их язык как результат вавилонского смешения
языков. По разрушении
же столпа [Вавилонского] и
по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья
Хама южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих
же семидесяти двух язык произошёл и народ славянский от племени Иафета
- так называемые норики, которые есть славяне. Т.е. первые
славяне были норики. Среди известных народов под нориками можно понимать
жителей царства, а затем римской провинции Норик, расположенной на левобережье
Дуная на территории современных Австрии, Венгрии, Словении.
Следующий
этап - разделение славян на разные племена. Нестор посчитал прародиной
славян Дунайские низменности. Спустя
много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская.
От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими
от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке по имени Морава
и прозвались морава, а другие прозвались чехи. А вот ещё славяне: белые
хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских
и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели
на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи
- лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне.
Второй
вопрос - как славяне расселились по Русской равнине, Нестор связывает
с первичным расселением славян из Придунавья. Так
же и эти славяне (непосредственное продолжение предыдущей
цитаты) пришли и сели
по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели
в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами,
иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке впадающей в Двину,
по имени Полота, от неё получили название полочане. Те же славяне, которые
сели около озера Ильмень, прозывались своим именем - славянами, и построили
город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму,
и по Суле и назвались северянами. И так разошёлся народ, а по имени
его и грамота назвалась "славянская".
Ещё
дважды возвращается Нестор к расселению восточных славян. От
этих последних [полочан]
произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, их
же город Смоленск: именно там сидят кривичи.
От
них же происходят северяне. Поляне же живущие сами по себе, как мы уже
говорили, были из словенского рода и только после назвались полянами,
древляне произошли от тех же славян и так же не сразу назвались древлянами,
радимичи же и вятичи - от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов -
Радим, а другой Вятко; и пришли и сели; Радим на Соже, и от него прозвались
радимичи, а Вятко сел с родом своим на Оке, от него получили своё название
вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи,
вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи
и тиверцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем. Было их множество:
сидели они прежде по Днестру до самого моря, и сохранились города их
и доныне; вот почему греки называли их "Великая Скифь". Здесь
Нестор дал объяснение эпитету "великая", а не основному названию - Скифь.
Ещё во времена императора Диоклетиана (284-305 г.г.) территория по побережью
Чёрного моря от Дуная до Днестра была выделена в римскую провинцию Малая
Скифия и под этим же названием эта провинция была в составе Византии
до завоевания её болгарами. Под Великой Скифией греки понимали всю Восточно-европейскую
равнину.
Третий
вопрос - это вопрос о происхождении государства. Причём, если в современном
русском сознании и языке существует оппозиция народ - государство (Лозунг
типа "народ и партия едины" лишь подтверждает их разъединённость самим
фактом необходимости своего существования; "антинародное государство"
"народные массы и правящий класс" и т.п.) то в Несторово время термин
Земля означал не столько территорию, сколько народ, объединённый государственной
организацией.>3-380
(к. с.7)< Таким образом, история
народа - это история его государства и наоборот.
Начало
государственной истории Нестор определяет на год 6360 от сотворения
мира (852 от рождества Христова). В
год 6360 [852]
индикта 15 [15 год пятнадцатилетнего византийского цикла,
начинающегося от сотворения мира],
когда начал царствовать Михаил [в действительности в 842
году] стала прозываться
Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила
Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему
с этой поры начнём и числа положим.
Продолжившие
Несторово начинание летописцы продолжали его только в одном направлении
- делали погодные записи. Следующего историка России пришлось ждать
до XVIII века, до петровских времён. Тогда были не только собраны и
прочитаны светскими деятелями русские летописи, чем занимался в частности
В.Н.Татищев, собрание которого сгорело в московском пожаре 1812 года,
но прочтены и труды античных авторов: Геродота, Тацита, Плиния Младшего,
Страбона и др>4<.
Версия Нестора о нориках и дунайском происхождении славян поддержки
не нашла. Первославянами с этих пор стали считать венедов. Ещё у М.В.Ломоносова
в работе "Древняя российская история", написанной в 1754-1758 годах,
можно прочитать: "Древнейшее всех переселение славян, по известиям старинных
писателей, почитать должно из Азии в Европу. Что оное двумя путями происходило
усмотреть нетрудно. Ибо венеды от Трои с Антенором плыли Архипелагом
[острова Эгейского моря], Посрединным и Адриатическим морем".>5<
С
этой же версией, хотя и не в столь экзотической форме, как у М.В.Ломоносова,
согласились, впрочем, не придавая проблеме этногенеза большого значения,
авторы классических трудов по истории России, С.М.Соловьёв, первый том
его "Истории России с древнейших времён" вышел в 1851 году, и В.О.Ключевский,
первый том "Курса русской истории" - 1904 г. Время начала истории восточных
славян и истории русской государственности эти авторы согласуют с данными
"Повести временных лет".